Чем заменить компьютер рекомендации родителям. Для родителей (рекомендации психолога)
Уважаемые родители!
Как уже отмечалось ранее, в большей степени от Вас, чем от кого-либо другого, будет зависеть, повлияют ли негативно или позитивно различные средства массовой информации, Интернет, видео и аудио на развитие вашего ребенка. Это было доказано проведенным исследованием, через научный анализ полученных результатов опроса.
1. Всю работу по противодействию негативной информации необходимо начинать как можно с более раннего возраста ребенка. Если Вы не занимались с ребенком до 13-14 лет, а потом взялись за его воспитание, то результаты достичь будет намного сложнее, чем если бы Вы начали с 5-6 лет, а то и ранее. Поэтому Вы должны настроиться, что могут быть и неудачи, ребенок может сопротивляться вашему «вторжению» в его жизнь. Поэтому обучайте ребенка информационной грамоте как можно более деликатнее.
2. По результатам исследования видно, что чем больше родитель уделяет внимания своему ребенку, тем меньше риск негативного влияния негативной информации, которую ребенок получает через телевидение, интернет, музыку, которую он слушает и др. источники. Это внимание заключается:
В разъяснении ребенку, какая информация полезна для его развития, а какая может нанести вред;
В контроле того, что ребенок делает и что смотрит;
В вовлечении ребенка в какие-то полезные для него занятия.
Контроль не должен быть агрессивным, Вы не должны всем своим видом показывать, что это КОНТРОЛЬ. Такой метод вызовет у ребенка негативную реакцию и может привести к обратным результатам. Контролировать необходимо:
Время, которое ребенок проводит за компьютером или телевизором или др.
3. Постарайтесь вовлекать ребенка в какие-то совместные дела, но это не должна быть только уборка дома, стирка или другое полезное для дома мероприятие, вы можете вместе сходить в кино, смастерить что-либо, можете взять хороший фильм и его посмотреть, поиграть в какую-либо игру и т. д. В связи с тем, что у ребенка есть большой интерес к современным информационным носителям, то вы можете вместе поискать полезную информацию в интернете, заодно объясняя ребенку правила пользования этим средством.. Интернет в большей степени, чем другой какой-либо носитель информации притягивает внимание наших детей.
4.По проведенным ранее исследованиям видно, что очень большое влияние на психологическое состояние ребенка оказывает семейное окружение. Для ребенка самое важное - это понимание со стороны родителей. Регулярно разговаривайте с ребенком, постарайтесь узнавать его проблемы, давайте ему советы как поступить в той или иной ситуации. Ни в коем случае не порицайте ребенка, если он открыл вам свой какой-то негативный поступок. Этим Вы можете его оттолкнуть, и в следующий раз он не расскажет вам свой секрет. Спокойно выслушайте его, постарайтесь понять, почему ребенок совершил тот или иной поступок, объясните ему, что вы его понимаете, но лучше так не поступать в следующий раз потому что….(объясните почему).
1) Регулируйте просмотр детьми телевидения.
2) Заблокируйте каналы, несущие негативную информацию.
3) Проверьте круг общения ребенка.
Основные правила при работе ребенка за компьютером :
1. При слабом зрении садиться за компьютер можно только в очках.
2. Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50-70 см) .
3. Делать перерывы в работе и гимнастику для глаз через каждые 15-25 минут работы .
4. Соблюдать правильную рабочую позу .
5. Не работать на компьютере в темноте .
6. Следить за содержательной стороной игр и программ.
7. После занятий умыться прохладной водой.
8. Лучше не применять компьютер там , где можно обойтись без него.
9. Компьютерные игры не должны подменять собой обычные игры детей, а должны ходить в их структуру и взаимодополнять их.
10. Большое значение имеет правильный подбор игр , соответствующий возрастным возможностям детей.
11. Особое место в проведении подобного рода занятий занимает предварительная работа с детьми (обогащение знаний по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами).
12. Большое значение для быстрого освоения игры имеет правильная постановка задачи .
13. Замечено, что дети лучше справляются с заданиями , если работают парами .
14. Игры на компьютере доступны детям уже с 5 лет.
15. Не забывайте радоваться успехам ребенка .
16. Необходима подготовка вариантов разноуровневых заданий. Так если ребенку задание покажется слишком легким, он быстро потеряет к нему интерес, слишком трудные занятия вызовут тот же эффект.
17. По ходу занятий необходимо проводить физминутки. Также будет полезно использование специальных упражнений на занятиях физкультурой, которые помогут в развитии мелкой моторики детей. Что в свою очередь будет способствовать боле успешному овладению компьютером .
18. Все занятия должны проходить под строгим присмотром воспитателя.
19. Для привлечения дополнительного интереса к компьютерным играм можно проводить дополнительные мероприятия с детьми.
Например, если вы собираетесь дать детям компьютерную игру о космосе , то можно предложить детям перед этим поиграть в игру по аналогичной теме на прогулке.
Что же касается родителей , то существует ряд рекомендаций для того , чтобы компьютерные игры не навредили ребенку , а развивали его. Например, В. Моторин рекомендует :
Для эффективного и правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника, родителям следует применять на практике ряд рекомендаций .
Прежде всего необходимо выбирать, жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка . Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим - активные, динамические. Надо знать своего ребенка и рекомендовать , ему такие игры, которые не будут его перегружать. Присмотритесь к ребенку . Если он перевозбужден, значит, надо уменьшить уровень сложности игры или вообще сменить ее тип. Если вы замечаете, что ребенок стал излишне нетерпелив в общении с окружающими, это может быть последствием компьютерных игр : дети привыкают к тому, что компьютер реагирует на их действия мгновенно, и замедленная реакция окружающих начинает их нервировать. В этом случае объясните ребенку , в чем суть, проблемы, и подберите игры поспокойнее, в которых ему придется больше думать и меньше действовать.
Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Определить, содержит ли игра элементы исследования, можно по следующим признакам.
Продолжительность игры выбирается в соответствии с возрастом ребенка и характером игры . У каждой игры свой ритм и своя продолжительность. Ритм и продолжительность должны быть сбалансированы. Если ритм игры напряжен, то игра не должна быть продолжительной.
Некоторые игры очень хорошо подходят для совместной игры взрослого и ребенка , прежде всего адвентурные и ролевые. Дети воспринимают их как необычные мультфильмы. Их большая продолжительность по времени не сказывается отрицательным образом на развитии ребенка , в отличие от таких жанров, как 3D-Action или аркады. К тому же совместная игра создает доверительные отношения в плане решения проблем ребенка , связанных с компьютером .
У детей 5-8 лет преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому основной способ взаимодействия с вычислительной техникой в данном возрасте происходит посредством игровой деятельности.
При неправильном подборе игровых программ, в частности основанных на жестокости , агрессивности или чистой развлекательности, возможно, такое нежелательное психологическое явление, как вытеснение интересов. Это может проявляться : в нежелании общаться с друзьями, заниматься учебой, спортом, общественной жизнью, в «уходе» в виртуальный мир компьютера .
Чтобы дети могли играть в компьютерные игры без вредных последствии, необходимо проконтролировать выбор жанра игры, содержание, систему управления , настройку интерфейса и уровня сложности. Мнения ПО поводу допустимой продолжительности игровых сеансов очень сильно различаются, но главный принцип должен выполняться неукоснительно - нельзя играть, в игры в ущерб другим занятиям.
При правильном подборе и методах применения компьютерных игр развиваются внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляются интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним .
Компьютерная игра «Зайка Всезнайка : Дошкольникам» (4-6 лет)
Программа разработана при активном участии профессиональных педагогов и детских психологов. В процессе создания игры учитывались пожелания родителей , учителей и непосредственно детей, что позволило добиться максимальной эффективности образовательного продукта. Издатель : ЗАО «БУКА» Управление : Клавиатура, мышь «Зайка Всезнайка» прививает ребенку навыки самостоятельной игры, повышает уверенность в себе и стимулирует тягу к знаниям.
Игра развивает :
Математические навыки :
распознавание чисел;
основы счета ; сложение;
создание простейших уравнений;
решение математических задач.
Языковые навыки :
распознавание букв;
пополнение словарного запаса;
развитие фонетических навыков;
буквосочетания.
Логические навыки :
сортировка предметов по признакам;
сравнение форм, цветов, размеров;
распознавание цветов.
Аудирование :
следование устным указаниям;
составление рифм.
Творческие навыки :
рисование и раскрашивание;
танцевальные последовательности; создание календарей;
создание музыки.
«Рулимоны»
«Рулимоны» - это развивающая браузерная онлайн-игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста (5-11 лет) . Она превращает развитие и обучение детей в захватывающее времяпровождение. Сайт : www.rulimony.ru . В «Рулимонах» дети : развивают логику, внимание и память; учатся считать, различать цвета и формы, принимать решения; совершенствуют глазомер, наблюдательность, мелкую моторику, музыкальный слух; общаются и дружат, ходят друг к другу в гости и вместе играют.
Игровые персонажи Игроки присутствуют в игре в виде забавных персонажей - рулимонов. Тип своего персонажа можно выбрать только один раз, при создании учетной записи. При желании, пользователь может создать новую учетную запись и выбрать другой тип персонажа. При этом, между данными персонажами не будет никакой связи : персонажи одного игрока существуют в игре автономно друг от друга.
Игровой мир «Рулимонов» - страна Рулимония. Действие разворачивается в ее столице. Столица Рулимонии - современный виртуальный город на берегу моря, состоящий из различных локаций : общественных (улицы, аллеи, переулки, торговых (магазины) и личных (дом) .
За успехи при решении игровых задач игроки получают игровые деньги - ауро. Так дети получают первое представление об экономике, учатся обращаться с «личными деньгами» и планировать расходы. Ауро - неконвертируемая валюта, ее невозможно обменять или купить за реальные деньги. Немного ауро все пользователи получают при регистрации, но затем игроки зарабатывают ауро самостоятельно, играя в развивающие игры.
В последнее время наметилась достаточно безрадостная тенденция – родители , родив детей , торопятся как можно скорее снова выйти на работу, вновь заняться делами, зарабатыванием денег. Возможно, это и правильно, возможно, сейчас темп жизни именно таков, что главное в жизни – ущипнуть щедрый кусок из пирога прогресса. При этом страдают больше всего дети , которые, оставшись без родительской опеки , или начинают больше смотреть телевизор, или, что более типично для нашего времени, попадают под влияние интернета.
Дети и компьютер
Современный ребенок рано знакомится с компьютером . Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Став старше, ребенок проводит за компьютером столько времени , что родители начинают переживать за него и ругать современный мир. Педагоги обвиняют компьютер в том , что у детей падает уровень текстового мышления, т. е. дети не могут адекватно пересказывать тексты. Врачи также ругают компьютер за то , что он портит здоровье ребенка.
Многим родителям нравится , что дети не балуются , не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером . В результате родители даже не подозревают , какую информацию черпает их ребенок из компьютера . Они не догадываются, что машина становится для ребенка не только источником знаний, но постепенно эмоционально заменяет ему родителей .
Что же делать? Не пускать компьютер в дом ? Остановить технический прогресс? Конечно, нет. Компьютер станет помощником , учебным пособием и прекрасно разовьет творческие способности детей. Но при одном условии - если родители освоят компьютер вместе с ребенком ; помогут ему найти сайты о животных, природе, технике, обо всем, что ребенку интересно. Вместе с детьми родители могут создать свой сайт и принимать участие в разных конкурсах. Родителям нужно познакомиться с компьютерными играми и не допускать в дом игры из серии «Стреляй и убивай» . Необходимо также научить детей соблюдать элементарные правила безопасности при работе за компьютером , чтобы не портилось зрение, и не искривлялся позвоночник.
Если родители своим примером покажут, что компьютер - умный помощник человека, он таким и будет для наших детей. В противном случае компьютер может заменить ребенку желание жить реальной жизнью. Последствия этого опасны и необратимы.
Дети и мультфильмы
Мультфильмы любимы всеми за счёт яркости образов, доступности для восприятия сказочных жанров, благодаря игровым сюжетам, общению героев, содержательно детям понятного. Мультяшные персонажи формируют первичные представления ребёнка о добре и зле, социальном поведении. Ребёнок сквозь призму отношений мультипликационных героев учится воспринимать себя и окружающих, преодолевать трудности. Мультфильмы очень сильно воздействуют на фантазию детей, их герои становятся примером для подражания.
Мультпродукция способна оказывать как позитивное, так и негативное влияние. Родители не должны считать мультфильмы универсальной палочкой-выручалочкой, когда можно посадить малыша к экрану телевизора или монитора и забыть про него, думая, что он смотрит что-то хорошее и развивающее.
Следует учитывать, что регулярный просмотр даже хороших зарубежных мультфильмов отстраняет ребёнка от истории и культуры своей страны, своего народа. Во многих иностранных мультипликационных картинах пропагандируются существенно иные ценности, культура, жизненные позиции, нравственные принципы.
Сюжеты многих мультфильмов фактически пропагандируют насилие, приоритет силы, лёгкие пути достижения социальных благ (посредством волшебства, сверхъестественной силы, ловкости, правонарушений). Особенно много претензий в связи со сказанным возникает к американским и японским мультфильмам.
Может ли просмотр мультфильмов навредить ребёнку?
Если просмотр мультфильмов занимает у детей длительное время, то это грозит нарушением внимания, возможны проявления импульсивного поведения, неусидчивости, частые переключения с одного рода занятий на другие, забывчивость, гиперактивность. Со временем совокупность всех этих факторов может спровоцировать синдром дефицита внимания. Но если родители контролируют ситуацию, то просмотр добрых, хороших, поучительных и развивающих мультфильмов пойдёт только на пользу детям.
Хороший мультфильм должен быть подарком, праздником для ребёнка. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. Следует иметь в виду, что нормально развивающийся ребёнок всегда предпочитает телевизору «живое» общение, окружающий его социум.
К сведению :
После просмотра «Тома и Джери» , мультика, которому безоговорочно доверяют своих детей родители , общий уровень агрессии в группе детей значительно возрастает – они видят, как Том бегает с ножом за Джерри, как Джерри бьет Тома сковородкой по голове, ставит подножки, пинает, толкает, подставляет и все время выходит сухим из воды, да и нигде в мультфильме не показывается, что кому-то из них по-настоящему больно, или, тем более, что они погибли от потери крови или болевого шока (нет, такой вариант развития событий был бы неприемлем для детей, но все же он был бы куда как более логичен, и, возможно, научил бы хоть чему-то).
Как правильно выбирать мультфильмы для просмотра?
Критерии выбора мультфильмов очень просты по своей сути. Если в мультфильме отсутствуют агрессивные, аморальные модели поведения, а ещё лучше, если в сюжете чётко прорисовываются качества доброты, милосердия, целомудрия, то такой мультик может расцениваться как полезный, имеющий воспитательный потенциал.
Телевизор – не единственное средство развлечения. Дети становятся зависимыми от телевизора из-за недостатка общения. Поэтому хорошо свободное время проводить со своими младшими членами семьи и стараться развивать у них интерес к другим занятиям. Держите детей подальше от телевизора и поближе к активной жизни. Родительская любовь – ключевой момент в воспитании!
Учите детей жизни.
Часто ли вы беседуете с детьми о вашей жизни? Знаете ли вы, как ваш ребенок общается с другими людьми : взрослыми и детьми? Многие могут возразить, что с ребенком хорошо беседовать, если нет более важных забот. Родители часто заняты и начинают волноваться только тогда, когда у ребенка возникают проблемы с учебой или с поведением. Но дело в том, что многие проблемы и возникают из-за дефицита общения. Если родители общаются с ребенком , обсуждают с ним все его действия, понимают мотивы его поступков и умеют вовремя найти убедительные слова, многие проблемы по-ведения не появляются.
Как бы родители ни оправдывали себя занятостью, все мы прекрасно знаем, мы всегда находим время на то, что считаем важным. Обсуждать с детьми все, что происходит, учить их анализировать события и находить достойный выход в разных ситуациях можно в любое время : за ужином, за общими делами, перед сном. Нужно только быть внимательнее к интересам растущего рядом с вами человека, чтобы он тоже учился этому вниманию. Нужно уметь слушать его, и он тоже будет слушать вас. Нужно стараться понять его, и он тоже будет стараться понимать других. Нужно делиться с детьми своими проблемами, спрашивать у них совета, рассказывать им о своих переживаниях. Если у ребенка не будет такого общения, он будет равнодушен к жизни других людей.
Мы знаем, чтобы чему-то научиться, надо увидеть пример, а потом его повторить. Дети научатся жизни , если они будут полноправными участниками жизни семьи, в которой одинаково важны проблемы и интересы каждого человека.
Дружите с детьми
Не жалейте время на детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять -
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети - мудрецы , не забывайте.
Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!
ДЕТИ – ЭТО ВСЕГДА РАДОСТЬ, НО ВМЕСТЕ С ТЕМ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ!
«Ребёнок и компьютер»
(Анкета и рекомендации для родителей)
Подготовила воспитатель Ерофеева Т. А.
МДОУ «Детский сад компенсирующего вида» № 26 г. Вологды
Анкета для родителей
«Ребёнок и компьютер»
1. Есть ли у вас дома компьютер?
2. Умеет ли ваш ребёнок пользоваться компьютером?
3. Кто и где научил ребёнка пользоваться компьютером?
4. С какой целью используется компьютер в вашей семье
(игры, работа и т. д.)?
5. По каким критериям приобретаете компьютерные диски
(интерес, полезность и т. д.)?
6. Есть ли у вас дома обучающие диски? Если да, то какие?
7. Какие диски (игровые, обучающие) предпочитает ваш ребёнок?
8. Пользуетесь ли материалами Интернет:
- информация по воспитанию и обучению детей,
- игры,
- обучающие программы,
- раскраски,
- другое.
9. Сколько времени проводит ваш ребёнок у компьютера?
10. Назовите положительные стороны компьютера для детей.
11. Назовите отрицательные стороны компьютера для детей.
12. Нужен ли компьютерный класс в детском саду?
Рекомендации для родителей
Компьютерные программы для детей - это новый вид развивающего обучения. Давайте разберёмся, в чем их польза, а в чем недостатки. Прежде всего, надо понять, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час игры перенесет вашего ребенка в новый мир и сделает его умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.
Конечно, существуют определенные ограничения по времени нахождения ребенка за компьютером. Так детям 3-5 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса. Посмотрим, в чем же польза от компьютерных игр. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях и предметах. Таким образом, у детей развиваются важные операции мышления как обобщение и классификация.
Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее, для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. В любых играх, как в простых, так и в сложных, детям необходимо научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что способствует развитию мелкой моторики детей. Эти движения руки вызывают разнообразные перемещения изображений на экране компьютера, за которыми ребенок следит глазами. Правильность решения игровой задачи зависит от того, как быстро ваш ребенок научиться движением нужной клавиши (то есть руки) провести изображение на экране в нужном направлении. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается зрительно – моторная координация. Естественно, что компьютерные игры должны быть подобраны с учетом возраста детей, а также с учетом их индивидуальных психических особенностей. Только тогда можно достичь желаемого результата.
Общесадовское родительское собрание
По теме: «Здоровая семья - счастливая семья!»
Консультация: «Компьютер и ребенок: все за или против».
Подготовила
Педагог-психолог
МКДОУ Црр-д/с №31 «Алтн Булг»
Мухлаева С.В.
Цель: Познакомить родителей с развивающими функциями персонального компьютера для дошкольников и влияние компьютера на здоровье детей. Дать практические рекомендации по организации рабочего места ребёнка, по выбору программ для осваивающего компьютер.
Мы живём в XXI веке. Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты», смотрят искоса. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, учёные проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с педагогами, и так далее. И точного ответа всё равно нет.
Группа американских ученых провела исследование влияния активности использования компьютера детьми на их общее развитие. По результатам этого исследования оказалось, что «компьютеризированные» дети дошкольного возраста имеют лучшие запоминающие способности по сравнению со своими сверстниками, не так активно общающимися с ПК.
Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.
Игры на компьютере – это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.
Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг!
Прекрасно нарисованные, весёлые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы дети развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.
Итак, подведём итог.
Компьютерные игры:
Развивают у ребенка:Учат ребенка:
быстроту реакции;
мелкую моторику рук;
память и внимание;
логическое мышление;
зрительно-моторную координацию.
классифицировать и обобщать;
аналитически мыслить в нестандартной ситуации;
добиваться своей цели;
совершенствовать интеллектуальные навыки.
Не смотря на это многие из вас, я уверена, мучаются угрызениями совести, глядя на увлечённо играющего на компьютере малыша, потому что все слышали о вреде компьютерных игр на здоровье детей. Отчасти это правда, и нам необходимо вооружиться специальными знаниями в этом вопросе, чтобы компьютерные игры отныне приносили в ваш дом только положительные эмоции.
Самое главное – знать, как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья. Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, излучение и нагрузка на психику. Давайте разберём каждый из них по порядку:
Это первый и самый главный фактор. Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Обязательно помните о том, что для каждого детского возраста существует ограничение по времени для занятий:
В 3-4 года – ребёнок может находиться у компьютера 15 минут;
В 5-6 лет – 25 минут;
В 7-8 – 30 минут.
После чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз.
Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см. И помните: компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор и чтение в темноте. При грамотном подходе и организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает.
Стеснённая поза
Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Очень важно правильно организовать компьютерное место для ребёнка. Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. Обязательно проследите, чтобы стул, на котором сидит ребенок, не был слишком высоким или слишком низким. (Если компьютером пользуются члены семьи разного роста, то можно приобрести специальный конторский стул, высота сиденья которого легко регулируется). Следите, чтобы ребенок во время занятий за компьютером не горбился. Если вы выработаете у него привычку сидеть ровно и смотреть на компьютер прямо, то вероятнее всего ему удастся в будущем избежать проблем с мышцами и суставами. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.
Излучение
Изначально некоторые родители боятся радиации от компьютерного монитора. У современных ЖК - мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок.
Но каждое устройство, которое производит или потребляет электроэнергию, создает электромагнитное излучение. Это излучение концентрируется вокруг устройства в виде электромагнитного поля. Некоторые приборы, вроде тостера или холодильника, создают очень низкие уровни электромагнитного излучения. Другие устройства (высоковольтные линии, микроволновые печи, телевизоры, мониторы компьютеров) создают гораздо более высокие уровни излучения. Электромагнитное излучение нельзя увидеть, услышать, понюхать, попробовать на вкус или потрогать, но, тем не менее, оно присутствует повсюду.
Хотя вредное влияние обычных уровней электромагнитного излучения на здоровье детей и взрослых никем пока не доказано, но лучше бы поберечься. Вот несколько советов:
Наиболее безопасно установить компьютер в углу комнаты или в таком месте, где те, кто на нем не работает, не оказывались бы сбоку или сзади от компьютера.
Ребенок не должен надолго оставлять компьютер или монитор включенным. Если компьютер не используется, выключите ее.
Четвертый по важности фактор риска – нагрузка на детскую психику.
Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля.
Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область ещё мало изучена. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе (повторимся ещё и ещё раз) следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной работы на компьютере. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста или музыки. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере, напрягая зрение, малыш напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители для психики ребёнка – игры:
содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы
содержащие агрессию, девиз, которых можно выразить следующими словами: «Убей их всех!».
Переутомление и напряжение детского организма после таких игр снять очень нелегко.
Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.
Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.
Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.
Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.
Описанные нами все за и против пребывания за компьютером вашим ребёнком, отнюдь не преувеличены, но и не преуменьшены. Следуя нашим советам и рекомендациям, вы сумеете создать в своей семье благоприятную и безопасную компьютерную среду. А ваши дети вырастут и здоровыми, и одновременно чувствующими себя уверенно и комфортно в мире новых технологий и компьютеров.